МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «БЕРЕЗКА» г.УСТЬ-ДЖЕГУТЫ» 369300 ,КЧР, Усть-Джегутинский район, г. Усть-Джегута, ул. Калинина, д.39/а ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД ЗАВЕДУЮЩЕГО О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ «Детский сад №6 «Березка» г.Усть-Джегуты» за 2022-2023 учебный год Этот документ адресован педагогам, родительской общественности ДОУ, образовательным и социальным партнерам. 1 Содержание. № Структура содержания 1. Общие сведения 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Общая характеристика ДОУ 3 1.3 Контингент воспитанников ДОУ 5 1.4 Структура управления ДОУ 7 2 Условия реализации основной образовательной программы ДОУ Программное обеспечение Материально-техническое обеспечение ДОУ Организация развивающей предметно – пространственнойсреды Техническое оснащение ДОУ Учебно-методическое обеспечение Оснащение территории ДОУ 9 2.1 2.2 2.2.1 2.2.2 2.2.3 2.2.4 Стр. 9 10 10 13 13 14 2.3 2.4 2.5 3. 3.1 3.2 Обеспечение безопасности Организация питания Кадровое обеспечение образовательного процесса. Результаты деятельности ДОУ Анализ организационно-педагогической деятельности Результаты оздоровительной работы, меры по охране и укреплению здоровья воспитанников 14 15 16 19 19 26 3.3 Взаимодействие с семьями воспитанников 26 5 Выводы. 28 2 1 Общие сведения. 1.1 Пояснительная записка. Уважаемые родители (законные представители), коллеги, партнёры и просто заинтересованные качеством дошкольного образования нашего дошкольного образовательного учреждения! Предлагаем Вашему вниманию Публичный информационный доклад, в котором представлены результаты деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №6 «Березка» г. Усть-Джегуты» (далее ДОУ) за 2022-2023 учебный год. Публичный доклад ДОУ содержит проблемно-ориентированный анализ деятельности организации за 2022-2023 учебный год. Цель данного доклада – предоставить общественности, прежде всего родителям (законным представителям), открытую информацию о приоритетных направлениях развития ДОУ, сведения о жизни и деятельности всех участников образовательного процесса (сотрудниках, воспитанниках, родителях и социальных партнёрах), их успехах и достижениях за прошедший учебный год и планируемых мероприятиях и направлениях развития в следующем учебном году, становление общественного диалога, организация партнерской деятельности в работе образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. Настоящий доклад подготовлен на основе контрольно-аналитической деятельности ДОУ за 2022-2023 учебный год. В подготовке доклада приняли участие заведующий, заместитель заведующего по ВМР, заместитель заведующего по АХЧ, воспитатели, специалисты ДОУ. Надеемся, что представленная в настоящем докладе информация будет интересна и полезна родителям (законным представителям) и всем, кому небезразличны вопросы современного дошкольного образования! 1.2 Общая характеристика ДОУ Полное наименование Почтовый и юридический адрес Телефоны Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Березка» г.УстьДжегуты» Учредителем и собственником имущества ДОУ является администрация Усть-Джегутинского муниципального района http://udmunicipal.ru 369300, Российская Федерация, КЧР, г.Усть-Джегута, ул.Морозова, 47 Контактный телефон учредителя: 8(87875)7-45-25 8(8782)26-39-56 (т/ф) 369300, Карачаево-Черкесская Респ, Усть-Джегутинский р-н, г.Усть-Джегута, ул.Калинина , дом № 39/а +7(87875)7-43-46 – кабинет заведующего Е-mail Интернет-сайт detcad6@mail.ru https://ds-dou6.tvoysadik.ru/ Учредитель Заведующий ДОУ Семенова Венера Азретовна 3 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Березка» г.Усть-Джегуты» расположен в типовом двухэтажном здании. Детский сад расположен в центре города, рядом с музыкальной школой, с частным сектором и сектором многоэтажной застройки. Ближайшее окружение: ДОУ расположено в центральной части города. Здание - типовое,двухэтажное. Проектная мощность – 180 мест. Расположено вдали от промышленных предприятий и трассы. Территория образовательного учреждения озеленена насаждениями по всемупериметру. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, клумбы и цветники. Порядок комплектования ДОУ и количество групп определяется Учредителем. Прием в ДОУ и отчисление из него осуществляется на основе «Правил приема детей в ДОУ, перевода и отчисления». Прием детей в ДОУ осуществляется по личному заявлению родителей при наличии направления (путевки). Для зачисления ребенка родители (законные представители) предъявляют: документ, подтверждающий личность родителя (законного представителя), оригинал свидетельства о рождении и прилагают медицинские документы о состоянии здоровья ребенка - медицинская карта (формы № 026/У-2000, утвержденная Минздравом РФ) с медицинским заключением. Дети без медицинского заключения о возможности посещения дошкольной образовательной организации в ДОУ не принимаются. Между родителями ребенка (законными представителями) и ДОУ заключается договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования, определяющий взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода за ребенком, длительность пребывания, режим посещения, а также размер и порядок платы за присмотр и уход за ребенком в ДОУ. Договор заключается на весь период пребывания ребенка в ДОУ. Обучение детей ведется на русском языке. ДОУ осуществляет образовательный процесс по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, с 12 часовым пребыванием воспитанников. График работы учреждения – с 7.00 до 19.00. В предпраздничные дни – сокращенный рабочий день на 1 час. 4 1.3 Контингент воспитанников ДОУ. Название группы Группа №1 «Теремок» общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет Количество воспитанников 21 Группа №2 «Колобок» общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет 31 Группа №3 «Горянка» общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет 30 Группа №4 «Радость» общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет 21 Группа №5 «Непоседы» общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет 20 Группа №6 «Звездочки» общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет 26 Группа №7 «Золушка» общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет 24 Группа №8 «Капелька» общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет 22 Всего воспитанников 195 Группы воспитанников образовательного учреждения формируются с учетом одновозрастного принципа, направленности, вида дошкольной образовательной организации. В 2022-2023 учебном году в ДОУ функционировало 8 групп: 8 групп общеразвивающей направленности; количество воспитанников - 195 человек. Распределение воспитанников по группам. Возрастной состав воспитанников ДОУ На декабрь 2022 года в ДОУ функционировало 8 групп: группы общеразвивающей направленности – 195 детей. Структура образовательной организации Возрастные группы и их количественный состав представлен в Таблице. 5 Таблица 1. Возрастные группы воспитанников ДОУ (на конец 2022г.) № Название групп возраст Наполняемость группы Группа общеразвивающей направленности 1. Группа №1 «Теремок» общеразвивающей направленности 3-7 лет 21 2. Группа №2 «Колобок» общеразвивающей направленности Группа №3 «Горянка» общеразвивающей направленности Группа №4 «Радость» общеразвивающей направленности 2-3 лет 31 3-7 лет 30 3-7 лет 21 Группа №5 «Непоседы» общеразвивающей направленности Группа №6 «Звездочки» общеразвивающей направленности Группа №7 «Золушка» общеразвивающей направленности Группа №8 «Капелька» общеразвивающей направленности 3-7 лет 20 3-7 лет 26 3-7 лет 24 3-7 лет 22 3. 4. 5. 6. 7. 8. Общее количество воспитанников: 195 человека 6 1.4 Структура управления ДОУ. Организационно-правовая форма муниципальное бюджетное учреждение. Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Уставом ДОУ. В учреждении сформирована система тактического управления через реализацию и взаимодействие административных,общественнопрофессиональных и общественно-государственных органов управления учреждением. 1 уровень. Непосредственное управление учреждением осуществляет заведующий, действующий на принципах единоначалия, компетенция которого закреплена Уставом и трудовым договором, заключенным с Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом и контроль над деятельностью всех структур в соответствии с Уставом ДОУ. Указания и распоряжения заведующего обязательны для всех участников образовательного процесса. 2 уровень. На тактическом уровне управление осуществляют заместитель заведующего по ВМР, заместитель заведующего по АХЧ, старший воспитатель, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. Второе звено отвечает за организацию конкретных действий по основным направлениям образовательного процесса. На этом уровне заведующий осуществляет реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а так же структуры дошкольного учреждения. 3 уровень. Тактическую реализацию осуществляют воспитатели и специалисты непосредственные исполнители преобразований. 4 уровень. Конечное звено в цепочке управления - воспитанники детского сада и их родители (законные представители). Таким образом, в ДОУ реализуется возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательного процесса. Заведующий детским садом занимает место координатора стратегических направлений. Структура государственно-общественного управления ДОУ характеризуется наличием коллегиальных органов управления: • Общее собрание • Управляющей совет • Педагогический совет • Родительский комитет 7 Порядок выборов коллегиальных органов управления и их компетенция определяются Уставом ДОУ и соответствующими Положениями. Данная структура управления учитывает адаптивный характер деятельности ДОУ и включает в процесс управления представителей общественности, педагогов и родителей. 8 2. Условия реализации основной образовательной и адаптированной основной образовательной программы ДОУ. 2.1 Программное обеспечение. Детский сад реализует Основную образовательную программу дошкольного образования (ООП ДОУ) в группах общеразвивающей направленности. Программы разработаны в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и предусматривают содержание работы по следующим образовательным областям: «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». Реализация каждого направления предполагает решение специфических задач во всех видах детской деятельности, имеющих место в режиме дня дошкольного учреждения: режимные моменты, игровая деятельность; специально организованные традиционные и интегрированные занятия; индивидуальная и подгрупповая работа; самостоятельная деятельность; опыты и экспериментирование. Содержание образовательного процесса регламентируется образовательной нагрузкой в соответствии СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и СанПиН 1.2.3685-21. «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Обязательные части ООП разработаны с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. Программа содержит 20%, разработанную участниками образовательных отношений на основе парциальных программ: «Юный эколог» С.Н. Николаевой, а также 20% регионального компонента. Преемственность программы, реализуемых во всех возрастных группах, обеспечивается единым недельно-тематическим планированием, цикличностью прохождения материала с усложнением в каждой возрастной группе. Состав образовательных модулей, учебно- программного материала регламентируются учебным планом, принятым решением педагогического совета ДОУ и утверждённым приказом руководителя образовательной организации. Решение программных задач осуществляется в различных формах совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей, в условиях созданной педагогами 9 предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждому ребенку деятельность по интересам. Таким образом, реализуемые в ДОУ программы способствуют наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышают их информативный уровень и способствуют применению полученных знаний, умений и навыков в их практической деятельности, обеспечивая достаточно высокий уровень освоения образовательных областей. 2.2.Материально-техническое обеспечение ДОУ. 2.2.1 Организация развивающей предметно – образовательной среды. В учреждении создана разнообразная развивающая предметнопространственная среда, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, кабинетов и помещений, а также территории учреждения с учетом возрастных особенностей детей и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к организации РППС, является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной. Предметно-пространственная среда ДОУ выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, направлена на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Для организации социально-бытовых образовательном учреждении имеются: условий воспитанников в • 4 групповых ячейки (групповые помещения, спальные комнаты, раздевалки, туалетные комнаты для воспитанников) • кабинет педагога-психолога, кабенет учителя-логопеда • музыкальный зал, совмещенный с физкультурным залом • медицинский блок (кабинет медсестры, процедурный кабинет) Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности в соответствии с образовательной программой ДОУ. 10 Элементы ПРС Групповые помещения Функциональная роль Развивающая и воспитательно – образовательная Территория детского сада Познавательная, эстетическая, игровая, развивающая Коридоры Познавательная, развивающая, эстетическая, информационнопросветительская Физкультурный зал Музыкальный зал Логопедический кабинет Кабинет психолога Методический кабинет Физическое воспитание и развитие, оздоровление Функциональное использование Проведение ООД, игра, общение, режимных моментов, совместная и самостоятельная деятельность дошкольников, ООД в соответствии с образовательной программой и сеткой ООД Прогулки, наблюдения, игровая деятельность, «Физическая культура» на прогулке, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей, досуги, праздники, развитие игровой, познавательной, трудовой деятельности и др. Организация досуговой, игровой, познавательной деятельности, проведение, оформление фотовыставок, творческих работ детей, размещение информации для родителей Проведение физкультурнооздоровительной работы с детьми Эстетическая, познавательная, развивающая Проведение музыкальных занятий и театрализованной деятельности детей, развлечения, досуги, эстафеты, праздники, индивидуальная работа Развивающая, коррекционная Для занятий с детьми с нарушениями речи, проведение индивидуальных и коррекционных занятий Познавательная, Проведение коррекционноразвивающая, коррекционная развивающей работы с детьми Развивающая, Для работы с педагогическим обучающая, персоналом: консультации, консультативная, семинары, «круглые столы», методическая педсоветы, методические объединения, практические занятияпо вопросам организации образовательной деятельности с детьми. 11 Все кабинеты обеспечены необходимыми учебно-наглядными пособиями, дидактическим материалом, техническими средствами обучения. В групповых комнатах выделено пространство для разнообразных видов детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей, программными требованиями и принципами построения РППС. Это речевые центры, центры экологической и опытно - экспериментальной деятельности, центры учебно-познавательной деятельности, математики, музыкальнотеатральной деятельности и художественного труда, созданы условия для строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых игр, физической культуры, социального развития. Предметно-развивающая среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей; организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Материалы, оборудование и инвентарь соответствуют особенностям каждого возрастного этапа развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Предметнообразовательная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Организация предметно–пространственной развивающей среды имеет свои отличительные признаки. В группе раннего возраста созданы условия для игр с двигательными игрушками и сенсорным материалом. В младших группах развёрнуты центры сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строим дом». В старшей дошкольной группе созданы центры детского экспериментирования, островки сюжетно-ролевых игр: «Школа», «Азбука дорожного движения», «Семья», «Салон красоты», «Супермаркет», «Библиотека» и др. Педагогами созданы подвижные позволяющие детям раскрыться в деятельности. многофункциональные модули, самостоятельной художественной Предметно-развивающая среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей; организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Вывод: Детский сад оснащен необходимым оборудованием и специальными помещениями, позволяющими качественно проводить образовательновоспитательную деятельность. 12 2.2.2 Техническое оснащение ДОУ. В детском саду для проведения педагогических советов, мастер-классов, открытых занятий, утренников и других мероприятий используются современные информационно-коммуникативные технологии. Имеется мультимедийные проекторы. Отснятые материалы эпизодически используются в воспитательной работе, в проектной деятельности, фотоматериалы выставляются на сайты учреждения. В ДОУ имеется 4 компьютера, 4 принтера. Для бесперебойной работы компьютерной техники и соблюдения информационной безопасности в ДОУ на все компьютеры и ноутбуки установлен антивирусный программный продукт Касперского. Информационная база оснащена: - электронной почтой: detcad6@mail.ru - выходом в Интернет: НестерТелеком - имеется сайт детского сада: https://ds-dou6.tvoysadik.ru/ На сайте учреждения представлены документы учреждения, информация о режиме деятельности, о педагогическом коллективе,консультации специалистов, имеются ссылки на федеральные образовательные ресурсы, сайт Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России). Однако, задача по оснащению предметно-развивающей среды интерактивным оборудованием по-прежнему остается на контроле у администрации ДОУ. Кабинеты специалистов оснащены техническими средствами в полном объеме. Необходимо приобретение компьютерной техники в группы. 2.2.3 Учебно-методическое обеспечение. Учебно-методическое оснащение детского сада позволяет педагогам проводить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО по - основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому; - по коррекционно-развивающей работе. 13 2.2.4 Оснащение территории На территории учреждения оборудовано 8 прогулочных участка с теневыми навесами-верандами, игровым оборудованием, песочницей. На участках имеются все необходимые материалы поорганизации различной деятельности детей: сюжетные игрушки, настольные игры, наборы для игр с песком и водой, спортивное и игровое оборудование. На территории ДОУ обустроены: -игровые площадки, оснащённые качелями, игровым оборудованием; -спортплощадка. 2.3 Обеспечение безопасности. В ДОУ созданы условия для обеспечения безопасной жизнедеятельности детей и сотрудников. Соблюдаются правила по охране труда и пожарной безопасности; обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Вся работа четко планируются, составлены планы мероприятий на год по пожарной безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций. В начале учебного года заведующим изданы приказы «Об обеспечении антитеррористической и противопожарной защищенности», «Об усилении пропускного режима», приказы по ГО и ЧС. Разработаны паспорта: - антитеррористической защищенности; - комплексной безопасности; безопасности дорожного движения. Оформлен информационный стенд антитеррористической направленности. На каждом этаже и в каждой группе есть план пожарной эвакуации людей и инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению быстрой эвакуации. С работниками ДОУ регулярно проводятся инструктажи по действиям в чрезвычайных ситуациях, по предупреждению террористических актов, о порядке действий работников ДОУ по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре и ЧС. В учреждении ведется работа по противопожарной безопасности. Проводятся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности. Установлено аварийное пожарное освещение. В каждом групповом помещении, кабинетах, коридорах имеется план эвакуации. Согласно нормативам, образовательное учреждение оснащено огнетушителями. С целью обеспечения безопасности образовательным учреждением заключен договор на оказание охранных услуг по контролю за каналом передачи тревожного извещения на ПЦО. Круглосуточно ведется видеонаблюдение за территорией ДОУ (установлено 4 видеокамер с выходом изображения намонитор заведующего ДОУ и в коридоре 1-го этажа. 14 Проезд автомобильного транспорта для завоза товаров осуществляется черезворота. Тревожная кнопка функционирует, обслуживание осуществляет управление вневедомственной охраны России. Регулярно проводятся инструктажи с педагогическим и обслуживающим персоналом с отметкой в журнале. В ДОУ имеется достаточное количество антисептиков, средств индивидуальной защиты, моющих, чистящих, дезинфекцирующих средств. Во всех группах имеются бактерицидные лампы. В ДОУ уделяется внимание организации работы по охране труда: - сформирован пакет нормативно-правовых документов, - проводится обучение и проверка знаний требований охраны труда работников, инструктажи с персоналом, недели охраны труда. В ДОУ осуществляется выполнение законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, в т.ч. за предоставлением работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда. Все работники учреждения в соответствии с программой производственного контроля прошли медицинский осмотр и гигиеническую аттестацию. 2.4 Организация питания. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста и развития ребенка, является питание. Качественное сбалансированное питание детей обеспечивается в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормами: СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Одним из важнейших факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста и развития ребенка, является питание. В учреждении организовано рациональное полноценное, сбалансированное питание детей в строгом соответствии с режимом и СанПиН. Питание 4-х разовое, осуществляется на основании цикличного 2-х недельного меню. 15 Поставка продуктов ведется на договорной основе с поставщиками. На все продукты предоставляются сертификаты соответствия качеству. Ежедневно снимается суточная проба готовой продукции. Соблюдение норм калорийности соответствует показателям. В рацион питания детей включены все основные группы продуктов мясные, молочные, овощные блюда, рыбные, свежие фрукты и овощи. В питании детей используется йодированная соль. При приготовлении блюд соблюдаются щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассирование, тушение, приготовление на пару. Важной задачей является формирование у детей рационального пищевого поведения, привитие им навыков здорового питания, правильных вкусовых предпочтений, воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время приёма пищи. Соблюдается питьевой режим - организована поставка бутилированной питьевой воды. Медицинская сестра следит за соблюдением санитарных норм на пищеблоке и в группах, контролирует закладку и технологию приготовления блюд и нормы выхода готовой продукции. Вопросы питания постоянно находятся на контроле администрации ДОУ. Информация об организации питания детей в ДОУ регулярно доводится до родителей. Медицинская сестра ежедневно размещает заведующим, на стенде 1-го этажа в холле. меню, утвержденное 2.5 Кадровое обеспечение образовательного процесса. Формирование образовательного пространства в Учреждении, стимулирующее качественное обучение и развитие потенциальных возможностей обучающихся, обеспечивается стабильным педагогическим коллективом, который представлен опытными квалифицированными педагогами. Дошкольное учреждение укомплектовано согласно штатному расписанию. педагогическими кадрами 16 Штат учреждения составляет 42 человека. Администрация: 3 человека: • заведующий - 1 • заместитель заведующего по ВМР – 1 • заместитель заведующего по АХЧ – 1 Педагогические работники: • воспитатели – 16 • учитель-логопед - 1 • музыкальный руководитель – 2 • педагог-психолог – 1 • инструктор по физической культуре – 1 Помощники воспитателей – 9 Обслуживающий персонал – 9 В течение года все педагоги ДОУ работали по самостоятельно разработанным рабочим программам по возрастным группам в соответствии с ООП активно взаимодействовали между собой, что способствовало организации единого педагогического пространства и непрерывности образования детей всех возрастных групп. Характеристика педагогических работников. Кадровый педагогический потенциал по стажу работы: количество до 5 лет 3 5-10 лет 10-20 лет 10 6 более 20 лет 1 Одним из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования является повышение компетентности и профессионализма педагогов, а также сформированная потребность в постоянном профессиональном росте. Педагоги ДОУ повышают профессиональный уровень, посещая курсы повышения квалификации, встречаясь с коллегами по обмену опытом, участвуя в конкурсных профессиональных мероприятиях, совершенствуя инновационную деятельность, обучаясь в высших учебных заведениях. 17 Курсы повышения квалификации прошли 10 педагогов ДОУ: № Ф.И.О. педагога Период Тема программы обучения 1 Суюнчева С 09.02.2023г. Дошкольная педагогика. Воспитатель Сусанна по 03.03.2023г. дошкольной образовательной Хамитовна программы. С 09.02.2023г. Дошкольная педагогика. Воспитатель 2 Семенова Айшат по 03.03.2023г. дошкольной образовательной Исламовна программы. С 09.02.2023г. Дошкольная педагогика. Воспитатель 3 Чотчаева Зухра по 03.03.2023г. дошкольной образовательной Муратовна программы. С 09.02.2023г. Дошкольная педагогика. Воспитатель 4 Каппушева дошкольной образовательной Тамиля Азретовна по 03.03.2023г. программы. С 09.02.2023г. Дошкольная педагогика. Воспитатель 5 Тебуева Рамиля по 03.03.2023г. дошкольной образовательной Нур - Исламовна программы. Дошкольная педагогика. Воспитатель 6 Борлакова Разият С 09.02.2023г. по 03.03.2023г. дошкольной образовательной Юсуповна программы. С 09.02.2023г. Дошкольная педагогика. Воспитатель 7 Хатуаева по 03.03.2023г. дошкольной образовательной Анжелика программы. Отарбиевна С 09.02.2023г. Дошкольная педагогика. Воспитатель 8 Бытдаева Римма по 03.03.2023г. дошкольной образовательной Мудалифовна программы. С 02.11.2022г. «Здоровьесберегающие технологии на 9 Салпагарова по 23.11.2022г. физкультурных занятиях в ДОУ в Файруз условиях реализации ФГОС ДО» Айгуфовна «Современные методики развития и 10 Биджиева Зарема С 02.11.2022г. по 23.11.2022г. психолого – педагогической Мудалифовна диагностики детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО» 18 Кадровый педагогический потенциал по уровню образования ВСЕГО среднее спец педагогическое 1 20 высшее педагогическое образование 19 У каждого педагога ДОУ имеется «Портфолио», где накапливаются материалы, иллюстрирующие индивидуальные достижения. В течение года все педагоги занимались самообразованием по различным темам и проблемам. Форма отчетности разнообразна: выступление на педсоветах, открытые занятия и показы демонстрационного и наглядного материала, самоанализ. 3. Результаты деятельности ДОУ 3.1. Анализ организационно-педагогической деятельности. Высшей формой методической работы является педагогический совет. Развитию кадрового потенциала способствовали тематические педагогические советы, которые прошли внетрадиционной форме, с активным участием всего педагогического коллектива ДОУ : « Координация деятельности педагогов ДОУ на 2022 -2023 учебный год, «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОО», «Повышение качества педагогической работы по физическому развитию детей и сохранения их здоровья», «Анализ воспитательно-образовательной работы ДОУ за 2022-2023 учебный год» Следующей формой повышения профессионального уровня педагогов являются соответственно годовому плану консультации и семинары: Консультации. «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка дошкольника». «Особенности памяти дошкольников» Семинары – практикумы: №1. Семинар – практикум. Тема: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Цель: Через практическое занятие показать, каким образом 19 формируются базовые знания в области - безопасности. «Формы работы по ОБЖ в дошкольном учреждении». «Роль воспитателей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников». «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников». « Воспитание патриотических чувств через народные подвижные игры». №2. Семинар – практикум. Тема: «Здоровьесбережение приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ» №3. Семинар – практикум. Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр логикоэкологического содержания» Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры. «Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников» Открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе, что позволяет самим педагогам, включаться в процесс управления качеством образования. Любая профессия требует самосовершенствования, а уж тем болееработа, связанная с детьми. Открытые мероприятия педагогической деятельности Социально – коммуникативное развитие ( неделя Хубиева З.В.-мероприятие посвященное 100-летию КЧР, в подготовительной группе. Семенова А.И. – мероприятие посвященное 9 маю в подготовительно группе. Хатуаева А.О.- мероприятие посвященное Дню 20 патриотического воспитания); народного единства, в старшей группе. Чегемлиева П.М.- интегрированное мероприятие Дню космонавтики «Поехали», в подготовительной группе. Познавательно е развитие ( неделя математики); Шаманова М.И.- занятие в старшей группе « Школа математики» Бытдаева Р.М.- занятие в старшей группе « Цветные шары» Борлакова Р.Ю.- занятие в средней группе «Математический теремок». Лымарева Т.С.- занятие во второй группе раннего возраста «Петушок в гостях у детей» Познавательно е развитие ( неделя эксперементов); Речевое развитие (неделя сказок). Семенова А.И.- занятие в подготовительной группе «Разноцветные цветы» Тебуева Р.Н-И.- занятие в младшей группе «Разноцветные краски» Каппушева Т.А. – занятие в младшей группе «Посадка репчатого лука». Гемсакурова Ф.Н.- занятие в средней группе «Где живет капелька». Боташева Г.Х.- интегрированное мероприятие « Лесная сказка», в средней группе. Каппушева А.Д.- занятие во второй группе раннего возраста « Бабушка сказочница» Каппушева Т.А.- занятие в младшей группе «Заяц и лиса». Чегемлиева П.М.- занятие в подготовительной группе « Ступени сказок». В конце учебного года, в ДОУ прошли итоговые интегрированные занятия: Во второй группе раннего возраста № 2 «Колобок» воспитатели: Лымарева Т.С. и Каппушева А.Д., провели занятие « Три медведя». В младшей группе №4 «Радость» воспитатели: Боташева А.Ш. и Каппушева Т.А., провели занятие « Чудо дерево». 21 В младшей группе №5 «Непоседы» воспитатели: Суюнчева С.Х. и Тебуева Р.Н-И., провели занятие « Путешествие с петушком в страну знаний». В средней группе №1 «Теремок» воспитатели: Боташева Г.Х. и Хубиева З.В., провели занятие «Помощники эколят» В средней группе №6 «Звездочка» воспитатели: Гемсакурова Ф.Н. и Борлакова Р.Ю., провели занятие « Путешествие на разном транспорте». В старшей группе №7 «Золушка» воспитатели: Бытдаева Р.М. и Хатуаева А.О., провели занятие «По дорогам знаний». В старшей группе №8 «Капелька» воспитатели: Чотчаева З.М. и Шаманова М.И., провели занятие « Путешествие в страну знаний». В подготовительной группе №3 «Горянка» воспитатели: Чегемлиева П.М. и Семенова А.И., провели занятие « Письмо от Мальвины». Наши педагоги принимали активное участие в конкурсах и методических мероприятиях различного уровня: Всероссийский конкурс «Воспитатель года – 2023» - 3 место (педагог – психолог Биджиева З.М.) Всероссийская олимпиада для руководителей и педагогов ДОУ «Воспитательный процесс в ДОУ» - диплом (заместитель заведующего по ВМР Алиева А.А.) Всероссийский конкурс педагогических эссе «Мастер своего дела» - 2 место (педагог – психолог Биджиева З.М.) Всероссийский профессиональный педагогический конкурс « Всероссийский конкурс знаний - №116 для психологов» - сертификат (педагог – психолог Биджиева З.М.) Республиканский семинар « Экспериментальная и исследовательская деятельность с природнымматериалом» Сертификаты ( Семенова А.И., Салпагарова Ф.А.,Борлакова Р.Ю., Кулыгина Е.А., Алиева А.А.). Республиканский смотр – конкурс на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях – принимал участие весь педагогический коллектив. Районный смотр – конкурс хоровых и вокальных коллективов в ДОУ. Районный смотр – конкурс с использованием русских народных сказок «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» - все возрастные группы и коллектив ДОУ. Результаты освоения ООП воспитанников ДОУ. Качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ определяется результатами освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые выражены в целевых ориентирах образовательных областей развития к каждому возрастному дошкольному периоду. С целью определения эффективности педагогических воздействий и 22 дальнейшего планирования образовательной деятельности в направлении её индивидуализации в сентябре и мае каждого года проводится оценка индивидуального развития детей группы в рамках педагогической диагностики. В ходе мониторинга оценивается динамика развития детей в условиях реализации содержания образовательных областей. Мониторинг образовательного процесса осуществляется педагогами в соответствии с ФГОС ДО по 5 образовательным областям: -Речевое развитие -Познавательное развитие -Социально-коммуникативное -Художественно-эстетическое развитие -Физическое развитие Образовательная область «Развитие речи». Использовался метод наблюдения, тестовые задания, индивидуальная беседа. Результаты мониторинга показали, что почти все воспитанники владеют речью как средством общения и культуры, они сопровождают речью игровые и бытовые действия. У большинства дошкольников обогащен и пополнен активный словарь; повысился уровень развития связной, грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. По развитию связной речи и творческого воображения можно видеть положительную динамику в уровне развития не только творческого воображения и связной речи, но и в образности речи, интересе детей к непосредственно образовательной деятельности, художественной литературе, русскому фольклору. Большинство детей называют некоторые жанры детской литературы, могут пересказать небольшое литературное произведение, составляют рассказы по сюжетным картинам. Проявляют эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок, небольших стихотворений. Заучивают стихотворения наизусть. Могут повторить образцы описания игрушки. Однако, следует отметить, что у некоторых детей есть нарушения в речи. Необходимо обратить внимание на развитие умения чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения, использование вречи полных, распространенных простых с однородными членами и сложноподчиненных предложений для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей. Необходимо продолжать развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы опредметах и объектах, по картинкам, продолжать вести работу по обогащению словаря, закреплению умения вести диалоги, монолог, отвечатьна вопросы принимать игровые задачи, общаться с взрослыми и сверстниками. Уделять внимание становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных 23 действий, а такженеобходимо больше внимания уделять просветительской работе сродителями воспитанников по вопросам речевого развития. Образовательная область «Физическое развитие» Программный материал по образовательной области «Физическое развитие» освоен всеми воспитанниками. Отмечается сформированность основных движений и потребность в двигательной активности. Проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, дети стремятся к самостоятельности в двигательной деятельности. В течение года проводилась индивидуальная работа с детьми, что помогло улучшить результаты физического развития детей. Так, по показателям физического развития к концу учебного года отмечено увеличение высокого уровня, уменьшение среднего и низкого уровня. Однако, педагогам необходимо продолжать повышать свой профессиональный уровень по ОД «Физическая культура»; обогащать знания и умения по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий. На основе анализа медико-педагогическим персоналом ДОУ определены основные направления образовательной области «Физическое развитие». Образовательная область «Познавательное развитие» Работа по образовательной области «Познавательное развитие» была направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Положительная динамика показателей познавательного и речевого развития велась на основе организации различных форм работы - с детьми. В работе применялись различные формы работы: экологические тропы, уголки живой природы, мини-музей природы, экскурсии, открытые мероприятия по патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» и др. (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций). Опираясь на результаты диагностики можно отметить, что раздел программы освоен с учетом возрастных требований. Однако, педагогам необходимо обратить внимание на развитие у детей 24 интереса к самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами, ставить опыты). Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» В мониторинге по образовательной области использовались следующие методы: наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, индивидуальные беседы. Программный материал освоен дошкольниками в основном на высоком уровне. Дети активно употребляют в речи слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения, демонстрируют желание помочь друг другу и младшим детям. Могут принимать на себя роль, активно общаются со сверстниками во время игры, умеют организовывать игры с помощью воспитателя и самостоятельно. У детей сформировалось уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; позитивные установки к различным видам труда и творчества; основа безопасного поведения в быту, социуме, природе. Однако, необходимо продолжить работу по развитию у дошкольников игровых умений в режиссёрских играх, по развитии творческих умений по придумыванию и созданию при помощи игрушек и предметов сюжетов режиссёрских игр для показа сверстникам. Так же необходимо уделить внимание играм-экспериментированиям с различными предметами и материалами. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» Программный материал образовательной области освоен на высоком уровне. У детей сформирован интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворены потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству. Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми отсутствует, различия в высоком и среднем не значительны. Однако, педагогам необходимо шире использовать нетрадиционные техники; создавать на занятиях проблемные ситуации, активизирующие творческое воображение детей («дорисуй», «придумай сам», «закончи» и др.). В 2022 -2023 учебном году педагогический персонал обеспечил реализацию основной образовательной программы ДОУ на достаточно высоком уровне. Процесс обучения и воспитания в ДОУ можно считать эффективным тогда, когда он гарантирует достижение воспитанниками результатов в учебной деятельности и способствует самореализации личности каждого, к тому же не допускает психических и физических перегрузок детей. Отмечается хороший уровень готовности к школьному обучению 25 выпускников подготовительных групп. У детей к концу пребывания в подготовительной группе сформирована социальная зрелость, необходимая для обучения в школе, дети умеют регулировать свое поведение и способны принимать позицию школьника в соответствии с требованиями, предъявляемыми школой. Дошкольники способны работать самостоятельно с фронтальной инструкцией, действовать по образцу и осуществлять контроль своих действий. У детей хорошо развито вербально-логическое и нагляднообразное мышление, имеется достаточный словарный запас, сформировано умение грамотно строить предложения, речевое развитие детей соответствует возрасту. Таким образом, анализируя работу по формированию готовности детей к школьному обучению, можно отметить, что у выпускников развиты необходимые физические, психические, моральные качества, необходимые для поступления в школу. В большинстве случаев сформировано положительное отношение к учению и школе. 3.2. Результаты оздоровительной работы, меры по охране и укрепление здоровья воспитанников. Приоритетное направление деятельности ДОУ - охрана и укрепление здоровья детей. Введение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет дозировать учебную нагрузку, создавать условия для благоприятного эмоционального и физического развития детей. Благоприятный психологический микроклимат в коллективе, взаимодействие педагогического и медицинского персонала позволяет добиваться реализации программы здоровьесбережения в ДОУ. В ДОУ продолжается целенаправленная работа по сохранению, укреплению здоровья, коррекции физического и психического здоровья детей. В ДОУ разработан и реализуется комплекс оздоровительных мероприятий, позволяющих решать проблемы здоровья детей с учетом их возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей личности ребенка. Функциями психологической службы является: Психолого-педагогическая поддержка детей (охрана психического здоровья).Социальная адаптация вновь поступивших детей. Предупреждение и профилактика возможных отклонений в эмоциональноволевой сфере и развитии детей. 3.3 Взаимодействие с семьями воспитанников. Сотрудничество с родителями воспитанников и активное включение их вдеятельность дошкольного учреждения является основной задачей педагогов и строилось исходя из задач деятельности ДОУ, социального запроса родителей и уровня развития детей. Основными направлениями работы с родителями являлись: повышение 26 педагогической культуры родителей, создание условий для педагогического творчества, укрепление взаимодействия ДОУ и семьи. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: - работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями; - повышение педагогической культуры родителей; - вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом. Взаимодействие с родителями по вопросам развития ребенка построено по структурно- функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного. В течение отчетного периода были организованы и проведены экспресс– опросы, анкетирование, праздники, совместные выставки детскородительского творчества, музыкально-спортивные праздники, посвященные Дню защитника Отечества «Папа может»,«Наша спортивная семья», тематические конкурсы рисунков и др. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей и педагогов. В ВК, Telegram, Одноклассники регулярно размещались фотоотчеты, заметки по результатам прошедших мероприятий, комментарии, поздравления, приглашения к предстоящим праздникам, событиям социального характера. Родители являются активными пользователями интернета. Большинство родителей отмечают, что дети, посещая детский сад, удовлетворяют свои познавательные интересы, потребность в общении со сверстниками, дети с интересом и пользой проводят своё время, участвуют в мероприятиях группы и детского сада в целом. Группы детского сада оснащены достаточным количеством игрушек и игрового материала. Отмечено, что в успехах детей есть очевидные заслуги педагогов групп. Во время индивидуальных консультаций, родительских собраний, выпускных вечеров родителями высказывается благодарность. Вывод: В целом сформировавшаяся система взаимодействия с семьями имеет положительные результаты: характер взаимодействия педагогов с родителями. Однако, необходимо продолжить работу по расширению сферы участия родителей в организации жизни ДОУ, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживая их уверенность в собственных педагогических возможностях. Продолжать повышать профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников. 27 5. Выводы. Подводя общий итог работы педагогического коллектива за 2022 -2023 учебный год, можно выделить следующее: 1. Определены положительные результаты работы педагогического коллектива по реализации ООП. 2. Систематически пополняется новинками метод. литературы программно-методическое обеспечение дошкольного учреждения, что качественно влияет на весь образовательный процесс. Однако, оценка внутреннего потенциала, результаты медико-педагогического контроля и результатов мониторинга освоения детьми ООП показали необходимость оптимизации образовательной деятельности по внедрению инновационных технологий познавательного развития детей. По- прежнему требует внимание вопросы расширения педагогического опыта педагогов по развитию духовно-нравственных качеств дошкольников; поиск новых эффективных форм работы с родителями. 5.1 Перспективы деятельности ДОУ на 2023- 2024 учебный год Цели и задачи работы ДОУ. Цель работы: построение работы ДОУ в соответствии с ФГОС, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе 1. Формировать патриотические чувства к Родине, любовь к своему родному краю на основе приобщения к культуре и традициям своего народа детей дошкольного возраста. 2. Развитие физического воспитания – залог здоровья и успешности будущего гражданина России. 3. Систематизировать работу по профилактике безопасности жизнедеятельности воспитанников, повышение уровня знаний педагогов и родителей в этом направлении 4.Обеспечить условия безопасного и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении. 5. Приобщить детей к ценностям здорового образа жизни и к общечеловеческим ценностям. Максимально обеспечить предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении, функционально моделирующую содержание детской деятельности с учетом ФГОС ДО 6. Поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями 7.Формирование основ экологической культуры дошкольников в системе воспитательной работы ДОУ 8.Повышение качества образовательного процесса на основе использования инновационных программ и технологий (проектирование и включение семьи в проектную деятельность) 28