Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Березка» г. Усть – Джегуты». ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ПРИШЕЛ!» Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). г.Усть – Джегута 2021г. 1 Введение Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы, бабушки), для многих малышей бывает непростым. И далеко не все дети готовы к этому событию. Возникает вопрос, а стоит ли вообще отдавать малыша в садик? Да и так ли хорошо детям в детском саду? Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т. е. становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее, в школе. Однако, уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 7 годам стереотип становится довольно устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем же проявляется стресс? У детей в период адаптации (привыкания) могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию. К сожалению, многие родители не знают, что эти явления временные, и забирают малыша из сада, так и не дав ему возможности полностью 2 адаптироваться, обвиняя в нерадивости работников детского сада и ругая саму систему «садовского» воспитания в целом. Перечисленные выше проблемы нацелили педагогический коллектив к составлению программы по адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Пояснительная записка Программа по адаптации детей к условиям ДОУ призвана интегрировать усилия специалистов ДОУ в рамках данного направления работы с обязательным привлечением семей воспитанников к вопросам социально-педагогической адаптации детей. Программа состоит из блоков педагогического и педагогического. социально-педагогического, психолого- Программа предусматривает проведение мероприятий как в начале года, так и в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Каждый раздел программы и работа модуля по социально-педагогической адаптации воспитанников и членов их семей состоит из логически выстроенных этапов и направлен на индивидуальную, групповую работу с детьми и их родителями. В рамках отдельных модулей предложены разработанные специалистами (методы, формы, средства) интегрирования ребенка в образовательно-воспитательный процесс. В работе каждого специалиста отражены основные направления его воздействий на интеллектуальную, эмоциональноволевую и поведенческую сферы личности ребенка. Предложены практические меры по вовлечению родителей в процесс социальной и педагогической адаптации ребенка. Образовательный процесс строится на принципах и технологиях творческой, социальной, педагогической поддержки и помощи воспитанникам ДОУ и их семьям. 3 Основными направлениями программы по решению проблем адаптации воспитанников ДОУ определяются: образовательное для детей; социально-педагогическое для родителей и членов их семей. Цель: создать условия для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения на основе интеграции; привлекать родителей как активных участников в выборе адекватных путей воспитания и развития малыша. Задачи: • Создать условия для адекватной возрасту социализации ребенка; • Формировать представления о социальном мире и о себе в нем; • Воспитывать социальные чувства, эмоционально – оценочные отношения к окружающей действительности; • Формировать активную позицию во взаимодействии с миром, обеспечивающую социальную устойчивость ребенка; • определить основные направления деятельности ДОУ с родителями и лицами, их заменяющими, в период адаптации ребенка в ДОУ; Принципы • гуманизм (самоценностьличности, право выбора, свобода); • культуросообразности: создание социокультурной, развивающей среды, отражающей в полной мере особенности народной и мировой культуры; • целостности: единство и интеграция всех сторон развития, средств, путей и инструментов; • непрерывность: последовательность, преемственность в развитии личности; адекватные изменение в воспитательно – образовательной системе. Принципы работы с семьями: 4 • индивидуально-дифференцированный подход (корректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества); • систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в воспитанников; • уважение норм и ценностей семьи; • ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способность к самопомощи; • адекватное показаниям использование различных методов в работе социального педагога и других специалистов ДОУ. Организация приема вновь поступивших детей. Прием вновь поступивших детей проводится по графику согласованному с родителями, в период с сентября по ноябрь. Учитывая специфику деятельности ДОУ, предусматривающую постоянное пополнение контингента воспитанников в течение всего года, программа предлагает два варианта по адаптации воспитанников в начале учебного года и на основе индивидуального подхода к вновь прибывшим детям. Для успешной адаптации детей в ДОУ созданы все условия дошкольного учреждения. Количество детей в группах не превышает 25 человек. Для успешной адаптации важно, чтобы в неделю в группу поступало не более одного – двух новеньких детей. Режим пребывания детей в первый месяц организуется следующим образом: Неделя Время нахождения в ДОУ В детском саду Деятельность ребенка Дома 1 неделя два часа с 10 – 12 часов или с 16 до 18 часов наблюдает за детьми кушает и спит ребенок дома 2 неделя детьми. гуляет и играет, с 9.00 – 12.00 Гуляет и играет, наблюдает за детьми; обедает с Завтракает и спит дома 5 3 неделя С 8.30 – 15.00 Ребенка оставляют на тихий час, но забирают одного из первых Дома вечерняя прогулка и ужин 4 неделя Полный день Определяя величину периода адаптации нужно учитывать индивидуальные (психологически и физиологические) особенности каждого ребенка. Режим пребывания для каждого малыша сугубо индивидуален. Если в период адаптации ребенок заболел, то режим привыкания к детскому саду необходимо проводить сначала, но учитывать уровень адаптированности ребенка. В основе определения характера адаптации ребенка в детском саду лежат следующие показатели: характер основных режимных моментов (сон, бодрствование, аппетит, нервно-психическое и эмоциональное напряжение, контакты со взрослыми и сверстниками, изменения в поведении в новых условиях и др.). Программой определяются основные критерии для наблюдения за ребенком в период адаптации. • Эмоциональное состояние. • Поведение ребенка в момент расставания и встречи родных. • Особенности аппетита. • Особенности периода засыпания и сна. • Отношение к предметному миру и игрушкам. • Речевая активность. • Двигательная активность. • Общее состояние организма. • Взаимодействие со взрослыми. • Взаимодействие со сверстниками. 6 Воспитатель или психолог - проводят каждодневное наблюдение за детьми в процессе адаптационного периода и заполняет карты наблюдения. Карта индивидуального наблюдения за ребенком Группа _________ Фамилия, имя ребенка _________________ Возраст при поступлении _______________ Дата поступления _____________________ Критерии наблюдения Дни периода адаптации Эмоциональное состояние. Поведение ребенка в момент расставания и встречи родных Особенности аппетита Особенности периода засыпания и сна Отношение к предметному миру и игрушкам Речевая активность Двигательная активность Общее состояние организма Взаимодействие со взрослыми Взаимодействие со сверстниками. Общая оценка за день Фиксация результатов осуществляется на основе показателей: 1 – легкая степень адаптации; 2 – средняя степень адаптации; 7 индивидуального 3 тяжелая степень адаптации. Факторы, влияющие на характер адаптации воспитанников: —состояние здоровья и уровень развития ребенка (функциональная активность систем организма); —биологического риска (заболевания матери во время беременности, осложнения в период родов, заболевания новорожденного в первые три месяца жизни, частота заболеваемости до психоневрологический посещения статус, ДОУ; характеристики особенности нервной психофизического системы: здоровья, соматическое здоровье) и социального анамнеза (нарушения режима сна и бодрствования, социального нервно-психическое взаимодействия, напряжение ошибки в и семейном переутомление, воспитании, опыт факторы социального риска: состав семьи, культура и стиль воспитания в семье, взаимоотношения между родителями, девиации).течение всего периода адаптации ребенка); • доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей. 8