Программа по АДАПТАЦИИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 6 «Березка» г. Усть – Джегуты».

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ПРИШЕЛ!»
Разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

г.Усть – Джегута
2021г.

1

Введение
Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, не
может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы,
бабушки), для многих малышей бывает непростым. И далеко не все дети готовы к
этому событию. Возникает вопрос, а стоит ли вообще отдавать малыша в садик? Да
и так ли хорошо детям в детском саду?
Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т. е.
становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап.
Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно
проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в
коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь
он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться.
Этот опыт пригодится и позднее, в школе.
Однако, уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки,
привязанности, определенное поведение. К 7 годам стереотип становится довольно
устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия
жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания,
характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее
сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто
приводит к стрессу. В чем же проявляется стресс? У детей в период адаптации
(привыкания) могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда
повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже
сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на
горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду
отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к
снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к
заболеванию. К сожалению, многие родители не знают, что эти явления
временные, и забирают малыша из сада, так и не дав ему возможности полностью
2

адаптироваться, обвиняя в нерадивости работников детского сада и ругая саму
систему «садовского» воспитания в целом.
Перечисленные

выше

проблемы

нацелили

педагогический

коллектив

к

составлению программы по адаптации ребенка раннего возраста к условиям
дошкольного учреждения.
Пояснительная записка
Программа по адаптации детей к условиям ДОУ призвана интегрировать усилия
специалистов ДОУ в рамках данного направления работы с обязательным
привлечением

семей воспитанников

к вопросам

социально-педагогической

адаптации детей.
Программа

состоит

из

блоков

педагогического и педагогического.

социально-педагогического,

психолого-

Программа предусматривает проведение

мероприятий как в начале года, так и в течение всего периода пребывания ребенка
в дошкольном учреждении.
Каждый раздел программы и работа модуля по социально-педагогической
адаптации воспитанников и членов их семей состоит из логически выстроенных
этапов и направлен на индивидуальную, групповую работу с детьми и их
родителями.

В

рамках

отдельных

модулей

предложены

разработанные

специалистами (методы, формы, средства) интегрирования ребенка в образовательно-воспитательный процесс. В работе каждого специалиста отражены
основные направления его воздействий на интеллектуальную, эмоциональноволевую и поведенческую сферы личности ребенка. Предложены практические
меры по вовлечению родителей в процесс социальной и педагогической адаптации
ребенка.
Образовательный процесс строится на принципах и технологиях творческой,
социальной, педагогической поддержки и помощи воспитанникам ДОУ и их
семьям.
3

Основными

направлениями

программы

по

решению

проблем

адаптации

воспитанников ДОУ определяются:
 образовательное для детей;
 социально-педагогическое для родителей и членов их семей.
Цель: создать условия для успешной адаптации ребенка раннего возраста к
условиям дошкольного учреждения на основе интеграции; привлекать родителей
как активных участников в выборе адекватных путей воспитания и развития
малыша.
Задачи:
•

Создать условия для адекватной возрасту социализации ребенка;

•

Формировать представления о социальном мире и о себе в нем;

•
Воспитывать социальные чувства, эмоционально – оценочные отношения к
окружающей действительности;
• Формировать активную позицию во взаимодействии с миром, обеспечивающую
социальную устойчивость ребенка;
• определить основные направления деятельности ДОУ с родителями и лицами,
их заменяющими, в период адаптации ребенка в ДОУ;
Принципы
•

гуманизм (самоценностьличности, право выбора, свобода);

•
культуросообразности: создание социокультурной, развивающей среды,
отражающей в полной мере особенности народной и мировой культуры;
•
целостности: единство и интеграция всех сторон развития, средств, путей и
инструментов;
•
непрерывность: последовательность, преемственность в развитии личности;
адекватные изменение в воспитательно – образовательной системе.
Принципы работы с семьями:
4

•
индивидуально-дифференцированный подход (корректная адресная помощь
семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества);
• систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный
контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в воспитанников;
• уважение норм и ценностей семьи;
•
ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способность к
самопомощи;
• адекватное показаниям использование различных методов в работе социального
педагога и других специалистов ДОУ.
Организация приема вновь поступивших детей.
Прием вновь поступивших детей проводится по графику согласованному с
родителями, в период с сентября по ноябрь. Учитывая специфику деятельности
ДОУ, предусматривающую постоянное пополнение контингента воспитанников в
течение

всего

года,

программа

предлагает

два

варианта

по

адаптации

воспитанников в начале учебного года и на основе индивидуального подхода к
вновь прибывшим детям.
Для успешной адаптации детей в ДОУ созданы все условия дошкольного
учреждения. Количество детей в группах не превышает 25 человек.
Для успешной адаптации важно, чтобы в неделю в группу поступало не более
одного – двух новеньких детей.
Режим пребывания детей в первый месяц организуется следующим образом:
Неделя

Время нахождения в ДОУ
В детском саду

Деятельность ребенка

Дома

1 неделя два часа с 10 – 12 часов или с 16 до 18 часов
наблюдает за детьми кушает и спит ребенок дома
2 неделя
детьми.

гуляет

и

играет,

с 9.00 – 12.00
Гуляет и играет, наблюдает за детьми; обедает с
Завтракает и спит дома
5

3 неделя С 8.30 – 15.00
Ребенка оставляют на тихий час, но забирают одного
из первых Дома вечерняя прогулка и ужин
4 неделя

Полный день

Определяя величину периода адаптации нужно учитывать индивидуальные
(психологически и физиологические) особенности каждого ребенка. Режим
пребывания для каждого малыша сугубо индивидуален. Если в период адаптации
ребенок заболел, то режим привыкания к детскому саду необходимо проводить
сначала, но учитывать уровень адаптированности ребенка.
В основе определения характера адаптации ребенка в детском саду лежат
следующие

показатели:

характер

основных

режимных

моментов

(сон,

бодрствование, аппетит, нервно-психическое и эмоциональное напряжение,
контакты со взрослыми и сверстниками, изменения в поведении в новых условиях
и др.).
Программой определяются основные критерии для наблюдения за ребенком в
период адаптации.
• Эмоциональное состояние.
• Поведение ребенка в момент расставания и встречи родных.
• Особенности аппетита.
• Особенности периода засыпания и сна.
• Отношение к предметному миру и игрушкам.
• Речевая активность.
• Двигательная активность.
• Общее состояние организма.
• Взаимодействие со взрослыми.
• Взаимодействие со сверстниками.
6

Воспитатель или психолог - проводят каждодневное наблюдение за детьми в
процессе

адаптационного

периода

и

заполняет

карты

наблюдения.
Карта индивидуального наблюдения за ребенком
Группа _________
Фамилия, имя ребенка _________________
Возраст при поступлении _______________
Дата поступления _____________________
Критерии наблюдения
Дни периода адаптации
Эмоциональное состояние.
Поведение ребенка в момент расставания и встречи родных
Особенности аппетита
Особенности периода засыпания и сна
Отношение к предметному миру и игрушкам
Речевая активность
Двигательная активность
Общее состояние организма
Взаимодействие со взрослыми
Взаимодействие со сверстниками.
Общая оценка за день
Фиксация результатов осуществляется на основе показателей:
1 – легкая степень адаптации;
2 – средняя степень адаптации;
7

индивидуального

3 тяжелая степень адаптации.
Факторы, влияющие на характер адаптации воспитанников:
—состояние здоровья и уровень развития ребенка (функциональная активность
систем организма);
—биологического риска (заболевания матери во время беременности, осложнения
в период родов, заболевания новорожденного в первые три месяца жизни, частота
заболеваемости

до

психоневрологический

посещения
статус,

ДОУ;

характеристики

особенности

нервной

психофизического

системы:
здоровья,

соматическое здоровье) и социального анамнеза (нарушения режима сна и
бодрствования,
социального

нервно-психическое

взаимодействия,

напряжение

ошибки

в

и

семейном

переутомление,
воспитании,

опыт

факторы

социального риска: состав семьи, культура и стиль воспитания в семье,
взаимоотношения между родителями, девиации).течение всего периода адаптации
ребенка);
•

доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами

семей.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-43-46

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».