Самоанализ 2022-2023г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 6 «Берёзка» г. Усть – Джегуты».

Отчет
по результатам
самообследования
за 2022 -2023 учебный год.

г.Усть - Джегута

1

Характеристика ДОУ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Берёзка» г. Усть-Джегуты» функционирует с 2007 года,
после реконструкции здания.
Детский сад, реализует основную образовательную программу дошкольного
образования.
Учреждение
является
муниципальным
бюджетным
учреждениемнекоммерческой организацией.
Место нахождения:369300, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, г. УстьДжегута, ул. Калинина 39/а
Тел.: 8-(878-75) 7-43-46
МБДОУ «Детский сад №6 «Берёзка» г. Усть-Джегуты» осуществляет свою
деятельность в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», а также следующими нормативноправовыми и локальными документами:
- Конвенцией ООН о правах ребёнка.
- Нормативно-правовыми актами администрации Усть-Джегутинского
муниципального района
- Уставом МБДОУ «Детский сад №6 г. Усть-Джегуты»
- Лицензия на образовательную деятельность: № 145 от 25.10.2021 г.
-Нормативно-правовой основой деятельности ДОУ являются: o Закон РФ «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования РФ от 22.08.96 №488 «Об утверждении
документов по проведению аттестации ДОУ»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования» от 30 августа 2013 года №1014;
- Устав ДОУ; o Договор между ДОУ и родителями;
- Положение о педагогическом совете ДОУ и другими локальными актами.
Ведется и регулярно обновляется официальный сайт ОО. Программное
обеспечение: реализация установленных задач предполагает наличие
образовательных программ для детей, учебно-дидактических материалов
(учебных планов, методических пособий, рекомендуемой литературы).
Режим работы: Пятидневная рабочая неделя с 7.00 до
19:00. Выходные: Суббота, воскресенье, праздничные дни
Время пребывания детей: 12 часов
Структура:8 групп с количеством детей - 196 человек.
Из них:
2

-Вторая группа раннего возраста ( 2-3 лет) – 40 человек.
-Младшая группа (3-4 лет)- 36 человек
-Средняя группа (4-5 лет) - 48 человек
-Старшая группа (5-6 лет) - 46человек
-Подготовительная группа (6-7 лет) -26 человек
Структура управления:
Заведующий: Семенова Венера Азретовна, высшая квалификационная категория,
стаж управленческой деятельности 17 лет.
Заместитель заведующей по ВМР: Алиева Айшат Аскербиевна, имеет
соответствие занимаемой должности, стаж работы- 28 лет
Воспитатели: 16
Музыкальный руководитель: 1
Руководитель по физическому воспитанию:1.
Педагог-психолог: 1
Учитель-логопед:1
Аналитическая часть
В 2022- 2023 учебном году педагогическая работа дошкольного учреждения
была направлена на решение следующих годовых задач:
1. Формировать патриотические чувства к Родине, любовь к своему
родному краю на основе приобщения к культуре и традициям своего
народа детей дошкольного возраста.
2. Активизировать работу педагогов и родителей по использованию
технологии проектно – исследовательской деятельности с целью
повышения
качества
работы
по
экологическому
воспитанию
дошкольников.
3. Продолжать работу по приобщению дошкольников к здоровому образу
жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение физической и
психической
безопасности,
формирование
основ
безопасной
жизнедеятельности.
Образовательный процесс в детском саду в 2022-2023 учебном году
осуществлялся в рамках федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования и в соответствии с требованиями
общеобразовательной программы ДОУ, разработанной с учетом Программы
воспитания и обучения в детском.
Педагоги ДОУ применяют современные педагогические технологии (здоровье
сберегающие технологии, проектно-исследовательская деятельность, игровые
технологии, экологические технологии (экспериментирование), триз, сенквеин,
мнемотаблицы . Они широко представлены во всех направлениях деятельности
ДОУ. Принципиально важной стороной в образовательной технологии является
позиция ребенка, и отношения взрослого с ребенком.
3

Структура образовательного процесса.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в образовательный процесс ДОУ
включены блоки:
- совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и
дисциплинарного принуждения.)
3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства.)
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в
основной образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности,
осуществляемой в ходе режимных моментов.
1. Основная образовательная деятельность.
Основная образовательная деятельность реализуется через организацию
различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательноисследовательской,
коммуникативной,
продуктивной,
музыкальнохудожественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их
интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор
которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от
контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных
образовательных задач:
1. Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности,
организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности
взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по
реализации основной образовательной программы в ДОУ были следующие:
 Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья
воспитанников с помощью;
 Создание здоровьесберегающей среды;
 Организацию
физкультурно-оздоровительной и оздоровительнопрофилактической работы;
 Повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей в
вопросах сохранения и укрепления здоровья.
2. Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных
занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.
3. Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени
пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
людьми – развитию общения с взрослыми и сверстниками, развитию всех
компонентов устной речи.Трудовая деятельность организуется с целью
формирования у детей положительного отношения к труду, через
4

ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в
посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами
при организации труда являются воспитание у детей потребности
трудиться,участвовать совместной трудовой деятельности, стремления быть
полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда;
формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие
направления работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой
труд, труд в природе, ручной труд. Все оборудование и атрибуты для реализации
этих направлений присутствуют. Познавательно-исследовательская деятельность
организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их
интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности –
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Во всех
группах детского сада оборудованы уголки для проведения детского
экспериментирования.
4. Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их
потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через
рисование, лепку, аппликацию.
5. Музыкально-художественная
деятельность
организуется
с
детьми
ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей
музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный
вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение,
песенное творчество, музыкально-ритмические, движения, танцевальноигровое творчество.
6. Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у
них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение
следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие
литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе
развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся
быть слушателями, бережно обращаться с книгами.
Организационной основой реализации Программы является календарь
тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.)
Определены темообразующие факторы:
- реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие
интерес детей (яркие природные явления и общественные события,
праздники);
- воображаемые события, описываемые в художественном произведении,
которое воспитатель читает детям;
- события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из
развивающих задач): внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям,
отличающихся необычным эффектом или назначением, вызывающих
неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с
этим делать? Как это действует?);события, происходящие в жизни возрастной
5

группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время
интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой
коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, и
т. п.);
Регулярно проводимые проверки календарных планов воспитателей,
посещения занятий и отдельных режимных моментов, проверки знаний детей
через беседы, просмотры детских работ показали, что все эти факторы,
используются воспитателями для гибкого проектирования целостного
образовательного процесса.
В детском саду разработаны:
- план мероприятий по противодействию терроризма;
- план мероприятий по предупреждению детского дорожно - транспортного
травматизма;
- план мероприятий по противопожарной безопасности.
В детском саду установлена «тревожная кнопка», автоматическая установка
пожарной сигнализации.
Содержание работы по основам безопасности детей дошкольного
возраста:

Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными
предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

Развитие основ экологической культуры ребенка и становления у него
ценностей бережного отношения к природе, а также строению человеческого
организма;

Формирование ценностей здорового образа жизни;

Формирование знаний о безопасном поведении во дворе, на улице, в
общественном транспорте.
Для обеспечения образовательного процесса в ДОУ, разработаны
рекомендации по организации оптимального двигательного режима.
Воспитателями подобраны игры по интеллектуальному развитию детей.
Процесс реализации образовательной деятельности носит комплексный
системный характер.
В соответствии с требованиями ФГОС педагог-психолог детского сада
осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса.
В конце года была проведена психолого-педагогическая диагностика
детей, определяющая уровень школьной готовности каждого выпускника
детского сада. Диагностика отразила позитивные изменения в подготовке детей
к школьному обучению. У детей достаточно хорошо развиты мышление,
память, математические представления, волевая регуляция, фонематический
слух, общие умения и представления, а также те качества, которые помогут
ребенку войти в совершенно новый, школьный коллектив, активно включиться
6

в
учебную
и
досуговую
деятельность
школы:
отзывчивость,
доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения.
Таким образом, анализируя данные карты развития готовности наших
детей к школьному обучению, мы отмечаем устойчивые положительные
показатели по всем компонентам психологической готовности. Анализ
результатов показал, что к психологически готовы к обучению в школе 85%
выпускников.
Выводы: Анализ выполнения годового плана показал:
- Выбор методов, способов, средств и форм организации образовательной
деятельности соответствует технологиям, применяемым в ДОУ.
- Регулярные проверки календарных планов воспитателей, посещения
занятий и отдельных режимных моментов, проверки знаний детей через
беседы, просмотры детских работ позволяют считать что, программный
материал усвоен детьми всех возрастов на допустимом уровне.
2. Анализ методической работы
Методическая работа в ДОУ – это основной путь совершенствования
профессионального мастерства педагогов, развития творческого потенциала
всего коллектива, повышения качества и эффективности воспитательно –
образовательного процесса.
Цель методической работы – методическое обеспечение по организации и
введению федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, повышение профессионального мастерства
педагогического коллектива ДОУ.
Для решения поставленных задач в ДОУ проводилась планомерная
систематическая работа.
Для успешного выполнения всех задач в дошкольном учреждении организация
образовательного процесса выстраивалась в соответствии с требованиями
ФГОС ДО и требованиями СанПиН, проведены тематические заседания
рабочей группы ДОУ, совершенствовалась система внутреннего контроля. В
течение учебного года все группы работали над усовершенствованием условий
предметно – пространственной развивающей среды групп.
Учебно
–
методический
комплекс,
обеспечивающий
реализацию
образовательной программы ДОУ, пополнен литературой, методическими
разработками и пособиями.
Проведена консультация «Организация воспитательно - образовательного
процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС», круглый стол
«Проектирование образовательного процесса в старших возрастных группвх»
мини – совещание «Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно
ФГОС в дошкольном образовании.

7

Кадровое обеспечение в ДОУ.
Прошли курсы повышения квалификации педагоги ДОУ:
№ Ф.И.О. педагога
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10

Период
обучения

Тема программы

Суюнчева Сусанна
Хамитовна
Семенова Айшат
Исламовна

С 09.02.2023г.
по 03.03.2023г.
С 09.02.2023г.
по 03.03.2023г.

Дошкольная педагогика. Воспитатель
дошкольной образовательной программы.
Дошкольная педагогика. Воспитатель
дошкольной образовательной программы.

Чотчаева Зухра
Муратовна
Каппушева Тамиля
Азретовна
Тебуева Рамиля
Нур - Исламовна
Борлакова Разият
Юсуповна
Хатуаева Анжелика
Отарбиевна
Бытдаева Римма
Мудалифовна
Салпагарова Файруз
Айгуфовна

С 09.02.2023г.
по 03.03.2023г.
С 09.02.2023г.
по 03.03.2023г.
С 09.02.2023г.
по 03.03.2023г.
С 09.02.2023г.
по 03.03.2023г.
С 09.02.2023г.
по 03.03.2023г.
С 09.02.2023г.
по 03.03.2023г.
С 02.11.2022г.
по 23.11.2022г.

Биджиева Зарема
Мудалифовна

С 02.11.2022г.
по 23.11.2022г.

Дошкольная педагогика. Воспитатель
дошкольной образовательной программы.
Дошкольная педагогика. Воспитатель
дошкольной образовательной программы.
Дошкольная педагогика. Воспитатель
дошкольной образовательной программы.
Дошкольная педагогика. Воспитатель
дошкольной образовательной программы.
Дошкольная педагогика. Воспитатель
дошкольной образовательной программы.
Дошкольная педагогика. Воспитатель
дошкольной образовательной программы.
«Здоровьесберегающие технологии на
физкультурных занятиях в ДОУ в условиях
реализации ФГОС ДО»
«Современные методики развития и
психолого – педагогической диагностики
детей раннего возраста в условиях реализации
ФГОС ДО»

8

Вывод: по итогам реализации кадрового обеспечения, в детском саду
ведется работа по организации повышения квалификации педагогических
работников (10 педагогов)
Кадровый педагогический потенциал по уровню образования
среднее спец
педагогическое

ВСЕГО
20

1

высшее
педагогическое образование
19

Кадровый педагогический потенциал по стажу работы
количество

до 5 лет
3

5-10 лет
10-20 лет
10
6

более 20 лет
1

Кадровый
педагогический потенциал по уровню квалификации
КАТЕГОРИЯ

количество

высшая
5

первая
4

соответствие
5

не имеют
6

Информационное обеспечение в ДОУ.
Информирование родителей (законных представителей) через информационные
стенды, сайт, сообщения на родительских собраниях, консультации.
Методическая работа, осуществляемая в течение учебного года, органично
соединялась с повседневной практикой педагогов. Одной из главных задач в
деятельности методической службы стало оказание реальной, действенной
помощи всем членам коллектива.
Формы методической работы:
Традиционные:

тематические педсоветы;

проблемные семинары;

семинары-практикумы;

день открытых дверей;

повышение квалификации;

работа педагогов над темами самообразования;

открытые мероприятия и их анализ;
9






участие в конкурсах;
организация курсовой и консультативной подготовки педагогов;
мастер - классы;
проектная деятельность.

Высшей
формой
методической
работы
является педагогический
совет. Развитию кадрового потенциала способствовали тематические педагогические
советы, которые прошли внетрадиционной форме, с активным участием всего
педагогического коллектива ДОУ : « Координация деятельности педагогов ДОУ на
2022 -2023 учебный год, «Современные подходы к гражданско-патриотическому
образованию в ДОО», «Повышение качества педагогической работы по физическому
развитию детей и сохранения их здоровья», «Анализ воспитательно-образовательной
работы ДОУ за 2022-2023 учебный год»
Следующей формой повышения профессионального уровня педагогов
являются соответственно годовому плану консультации и семинары:
Консультации.


«Роль воспитателя в
экологическом воспитании
ребенка дошкольника».



«Особенности памяти
дошкольников»



«Формы работы по ОБЖ в
дошкольном учреждении».



«Роль воспитателей в
формировании грамматически
правильной речи у
дошкольников».



«Система работы по
патриотическому воспитанию
дошкольников».



« Воспитание патриотических
чувств через народные

Семинары – практикумы:
№1. Семинар – практикум.
Тема: «Формирование у
дошкольников основ безопасности
жизнедеятельности»
Цель: Через практическое занятие
показать, каким образом
формируются базовые знания в
области - безопасности.
№2. Семинар – практикум.
Тема: «Здоровьесбережение приоритетная задача развития и
воспитания ребенка в ДОУ»
№3. Семинар – практикум.
Тема: «Развитие интеллектуальных
способностей дошкольников
посредством игр логикоэкологического содержания»
Цель: совершенствование работы в
детском саду по формированию у
дошкольников основ экологической
10

подвижные игры».

культуры.

 «Игра, как средство
патриотического воспитания
дошкольников»

Открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают
коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме
того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного
процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе, что
позволяет самим педагогам, включаться в процесс управления качеством
образования. Любая профессия требует самосовершенствования, а уж тем более
работа, связанная с детьми.
Открытые мероприятия
педагогической
деятельности


Социально –
коммуникативное
развитие ( неделя
патриотического
воспитания);



Познавательное
развитие ( неделя
математики);



Познавательное
развитие ( неделя
эксперементов);

 Хубиева З.В.-мероприятие посвященное
100-летию КЧР, в подготовительной группе.
 Семенова А.И. – мероприятие посвященное
9 маю в подготовительно группе.
 Хатуаева А.О.- мероприятие посвященное Дню
народного единства, в старшей группе.
 Чегемлиева П.М.- интегрированное мероприятие
Дню космонавтики «Поехали», в
подготовительной группе.
 Шаманова М.И.- занятие в старшей группе
« Школа математики»
 Бытдаева Р.М.- занятие в старшей группе
« Цветные шары»
 Борлакова Р.Ю.- занятие в средней группе
«Математический теремок».
 Лымарева Т.С.- занятие во второй группе
раннего возраста «Петушок в гостях у детей»
 Семенова А.И.- занятие в подготовительной
группе «Разноцветные цветы»
 Тебуева Р.Н-И.- занятие в младшей группе
«Разноцветные краски»
 Каппушева Т.А. – занятие в младшей группе
11

«Посадка репчатого лука».
 Гемсакурова Ф.Н.- занятие в средней группе
«Где живет капелька».



Речевое развитие
(неделя сказок).

 Боташева Г.Х.- интегрированное мероприятие
« Лесная сказка», в средней группе.
 Каппушева А.Д.- занятие во второй группе
раннего возраста « Бабушка сказочница»
 Каппушева Т.А.- занятие в младшей группе
«Заяц и лиса».
 Чегемлиева П.М.- занятие в подготовительной
группе « Ступени сказок».

В конце учебного года, в ДОУ прошли итоговые интегрированные занятия:









Во второй группе раннего возраста № 2 «Колобок» воспитатели: Лымарева Т.С.
и Каппушева А.Д., провели занятие « Три медведя».
В младшей группе №4 «Радость» воспитатели: Боташева А.Ш. и Каппушева
Т.А., провели занятие « Чудо дерево».
В младшей группе №5 «Непоседы» воспитатели: Суюнчева С.Х. и Тебуева Р.НИ., провели занятие « Путешествие с петушком в страну знаний».
В средней группе №1 «Теремок» воспитатели: Боташева Г.Х. и Хубиева З.В.,
провели занятие «Помощники эколят»
В средней группе №6 «Звездочка» воспитатели: Гемсакурова Ф.Н. и Борлакова
Р.Ю., провели занятие « Путешествие на разном транспорте».
В старшей группе №7 «Золушка» воспитатели: Бытдаева Р.М. и Хатуаева А.О.,
провели занятие «По дорогам знаний».
В старшей группе №8 «Капелька» воспитатели: Чотчаева З.М. и Шаманова
М.И., провели занятие « Путешествие в страну знаний».
В подготовительной группе №3 «Горянка» воспитатели: Чегемлиева П.М. и
Семенова А.И., провели занятие « Письмо от Мальвины».
Одним из путей повышения профессионального мастерства педагогов является
самообразование
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и
углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и
приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете
современных требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени
углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает у него
определённые затруднения или которая является предметом его особого
интереса.
12

№
1.

Ф.И.О.

Должность

Алиева Айшат
Аскербиевна

Зам. зав. по ВМР

2

Кулыгина
Елена
Анатольевна
Салпагарова
Файруз
Айгуфовна

Учитель - логопед

Биджиева
Зарема
Мудалифовна
Темирезова
Фатима
Зулкарнаевна

Педагог - психолог

3

4

5

Руководитель по
физической
культуре

Музыкальный
руководитель

6

Боташева
Воспитатель
Гокка Хусеевна

7

Хубиева
Замира
Владимировна

Воспитатель

8

Каппушева
Асият
Далифовна

Воспитатель

9

Лымарева
Татьяна
Степановна
Чегемлиева
Патья
Магометовна

Воспитатель

11

Семенова
Айшат
Исламовна

Воспитатель

12

Боташева
Амина
Шамильевна
Каппушева
Тамиля
Азретовна

Воспитатель

Суюнчева
Сусанна
Хамитовна
Тебуева
Рамиля Нур -

Воспитатель

10

13

14

15

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Тема самообразования
«Организация и создание условий для
профессионального роста начинающих
педагогов».
«Игры в логопедической работе с
детьми».
«Использование здоровьесберегающих
технологий на физкультурных занятиях
в ДОУ».
«Профилактика профессионального
выгорания педагогов».
Развитие музыкальных способностей
детей дошкольного возраста
посредством применения современных
технологий.
«Формирование начал экологической
культуры у детей дошкольного
возраста».
«Значение нетрадиционных техник
рисования для развития творческих
способностей ребёнка»
«Дидактическая игра как средство
экологического воспитания
дошкольников»
«Ознакомление дошкольников с
правилами дорожного движения».
«Изучение языка и культуры родного
края как средство патриотического
воспитания детей дошкольного
возраста».
«Краеведение-основная часть
патриотического воспитания
дошкольников».
«Роль дидактических игр в развитии
речи детей».
«Формирование основ безопасности
жизнедеятельности дошкольников через
познавательную активность».
«Безопасность детей в окружающей
среде».
Организация подвижных игр и развлечений в
младших группах»
13

16

17

18

19

20
21

Исламовна
Гемсакурова
фатима
Нориевна
Борлакова
Разият
Юсуповна

Воспитатель

«Мир природы глазами детей»

Воспитатель

«Художественно – эстетическое
развитие детей дошкольного возраста в
продуктивных видах деятельности».
«Роль игры в развитии речи у
дошкольников».

Бытдаева
Римма
Мудалифовна
Хатуаева
Анжелика
Отарбиевна

Воспитатель

Чотчаева Зухра
Муратовна
Шаманова
Мариям
Исламовна

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Формирование экологической культуры
у детей дошкольного возраста
посредством приобщения к
окружающему природному миру».
Экологическое воспитание в ДОУ.
«Развитие экологического воспитания
дошкольника через дидактические
игры».

14

Для успешного развития кадрового потенциала использовали различные
методические формы работы с педагогами для внедрения в образовательный
процесс инновационных технологий.
Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание
условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе
жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а
также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для
поддержания собственного здоровья. Использовались формы работы:
спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя
гимнастика, гимнастика для глаз, степ – аэробика, гимнастика после сна,
дыхательная гимнастика (Стрельниковой Н.Е.), пальчиковая и динамическая
гимнастика, релаксация, прогулки, спортивные игры, закаливание.
В детском саду был разработан план физкультурно - оздоровительных
мероприятий, включающий в себя работу с детьми, кадрами и родителями.
Организовано проведение ООД по физической культуре на свежем воздухе,
закаливающих процедур в соответствии с возможностями детского
сада; соблюдается режим максимального пребывания на улице с достаточной
двигательной активностью и использованием природных источников
здоровья; продолжается работа по развитию совместной деятельности детей и
родителей
в
сфере
образования,
спорта,
досуга.
Организовано
сбалансированное питание дошкольников в течение всего учебного года на
основе установленных натуральных норм.
Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является
создание экспериментальной деятельности, активным участником которой
выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента
позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
Для выполнения поставленных задач нами были созданы оптимальные
условия для экспериментально – исследовательской работы детей:
- Поддерживали повышенный интерес детей к образовательной деятельности,
содержащей опыты, эксперименты, исследования, наблюдения.
- Создали в группах благоприятный микроклимат, где приветствовался и
поощрялся интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному
экспериментированию с предметами окружающей среды.
- Создали комфортные и методически грамотные условия для детского
экспериментирования на ООД и в самостоятельной творческой деятельности
детей.
- Создали уголки для экспериментирования, где дети могли бы повторить
проделанные вместе с педагогами опыты самостоятельно в свободное время.
- Использовали уголок природы и огород на окне для долгосрочных
наблюдений и опытов с растениями.
Оформлены «уголки экспериментирования» с необходимым для опытов
оборудованием бесед и наблюдений на прогулке и в уголке природы;
15

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы
активно используем – опыты. Проводили их как на занятиях, так и в свободной
самостоятельной и совместной деятельности
(проведена неделя
экспериментов).
Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, нами был
сделан вывод о необходимости применения проектной деятельности, которая
составляет основу для формирования у дошкольников познавательной
активности.
Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной
деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом.
Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его
личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний
об окружающем мире.
Реализация проектов осуществлялась в игровой форме с включением детей в
различные виды творческой и практически значимой деятельности.
Организовали ООД, просмотр фильмов, чтение художественной литературы
соответственно тематике.
Проекты в ДОУ:
- Краткосрочный проект в средней группе№6 « Звездочки». Тема проекта:
«Хлеб всему голова» (воспитатель Борлакова Р.Ю.)
- Краткосрочный проект в младшей группе №5 « Непоседы». Тема проекта:
«Моя безопасность» (воспитатель Суюнчева С.Х.)
- Краткосрочный проект в старшей группе№8 « Капелька». Тема проекта:
«Вместе с эколятами» (воспитатель Борлакова Р.Ю.)
- Краткосрочный проект в младшей группе№4 « Радость». Тема проекта:
«Огород на подоконнике» (воспитатель Каппушева Т.А.)
В перспективе работа над проектами будет усложнена и продолжена.
Воспитание патриотических чувств к малой родине, родному городу через
реализацию проектов с использованием материалов регионального компонента
реализована не в полном объёме. Поэтому в следующем учебном году
коллектив решил продолжить работу в данном направлении более углубленно.
Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских
дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными
формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей,
использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать
активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы
визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной
концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия
16

сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному
закреплению новых получаемых знаний.
Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание
демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и
воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности
воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка
ставится во главу обучения. Для выявления проблем, в работе воспитателей и
специалистов, и своевременной коррекции воспитательно-образовательной
работы в ДОУ методической службой использовались разные виды контроля:
обзорный, плановый, тематический, сравнительный контроль. Для каждого
вида контроля зам. зав. по В.Р. собиралась и анализировалась разнообразная
информация, по результатам контроля составлялись справки, вырабатывались
рекомендации, определялись пути исправления недостатков; исполнение
рекомендаций проверялось.
В детском саду идет постоянный поиск путей работы методической службы в
инновационном режиме, поэтому педагогами накоплен определенный
положительный опыт по различным вопросам воспитания дошкольников,
работе с родителями в инновационном режиме.
Наши педагоги принимали активное участие в конкурсах и методических
мероприятиях различного уровня:
 Всероссийский конкурс «Воспитатель года – 2023» - 3 место (педагог –
психолог Биджиева З.М.)
 Всероссийская олимпиада для руководителей и педагогов ДОУ
«Воспитательный процесс в ДОУ» - диплом (заместитель заведующего по
ВМР Алиева А.А.)
 Всероссийский конкурс педагогических эссе «Мастер своего дела» - 2
место (педагог – психолог Биджиева З.М.)
 Всероссийский
профессиональный
педагогический
конкурс
«
Всероссийский конкурс знаний - №116 для психологов» - сертификат
(педагог – психолог Биджиева З.М.)
 Республиканский семинар « Экспериментальная и исследовательская
деятельность с природнымматериалом» Сертификаты ( Семенова А.И.,
Салпагарова Ф.А.,Борлакова Р.Ю., Кулыгина Е.А., Алиева А.А.).
 Республиканский смотр – конкурс на лучшую постановку экологического
воспитания в дошкольных образовательных учреждениях – принимал
участие весь педагогический коллектив.
 Районный смотр – конкурс хоровых и вокальных коллективов в ДОУ.
 Районный смотр – конкурс с использованием русских народных сказок
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» - все возрастные группы
и коллектив ДОУ.

17

Обеспечение здоровья и здорового образа жизни
Первостепенной задачей на протяжении многих лет является задача охраны
жизни и здоровья детей, их физического развития через совершенствование
двигательной среды как важного условия эффективности оздоровления детей.
Большое
внимание
коллектив
дошкольного
учреждения
уделяет
совершенствованию условий для полноценного физического развития воспитанников
через использование здоровьесберегающих технологий при осуществлении
образовательной деятельности воспитанников:
- разработан режим дня для каждой возрастной группы с учетом баланса
умственной и двигательной активности
- разработано расписание основной образовательной деятельности с учетом:
нормативов и требований санитарных правил к максимальной нагрузке.
- сочетание образовательной деятельности умственного (статического) плана с
продуктивными видами деятельности (изодеятельность и т.п.), двигательного
характера (физкультурное, музыкальное);
- интеграция различных видов деятельности;
- обучение и развитие детей на основе игровых методов обучения и в игровой
деятельности;
- организована профилактическая работа с детьми (эффективность проведения
прогулок, физические упражнения на воздухе, закаливающие мероприятия после
дневного сна);
В каждой возрастной группе, для совершенствования навыков, полученных на
физкультурных занятиях, функционируют физкультурные мини-центры, которые
учитывают возрастные особенности детей, их интересы.
Имеются пособия для
профилактики плоскостопия, организации подвижных игр и самостоятельной
двигательной активности. Все физкультурное оборудование доступно для детей.
С целью сохранения здоровья детей, переключения их на творческую активность и
динамическую деятельность для снятия физического и умственного напряжения,
повышения эмоционального тонуса организма в режим работ всех возрастных групп
введено проведение ежедневных игровых пауз между занятиями, длительностью не
менее 10 минут. Физминутки являются обязательными при организации занятий
статического характера, содержание их определяется каждым педагогом
индивидуально.
При организации педагогического процесса активно используется учебно – игровые
методы и приёмы, способствующие развитию и формированию познавательных
интересов дошкольника.
В период адаптации к условиям детского сада, дети освобождаются от специально
организованной деятельности, основной познавательной, творческой деятельности
ребёнка в этот период является игровая деятельность.
В зимний период, время дневной прогулки сокращается, в связи с этим детям
предоставляется оптимальные условия для увеличения двигательной активности в
группах и музыкально – физкультурном зале: третий час физкультуры, в свободном
18

доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование,
организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки.
Медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется старшей
медицинской сестрой. Под руководством мед. сестры проводятся ежедневные
утренние гимнастики в разнообразной форме организации, физкультурные занятия и
праздники в зале и на воздухе, закаливающие процедуры, умывание прохладной
водой, ходьба по дорожкам закаливания, дыхательная гимнастика, фиточай, прогулки
в утреннее, дневное и вечернее время.
Ежемесячно и ежеквартально проводятся анализ заболеваемости. Количество
заболеваний в детском саду, а также средняя продолжительность болезни ребёнка
имеет тенденцию к незначительному снижению.
Заболеваемость за 2022-2022 учебный год.
№

Наименование
заболеваний

Грипп, О.Р.З.
Ангина,
тонзиллит
3 Дизентерия
4 Инфекционный
колит
5 Инфекционный
гепатит
6 Скарлатина
7 Пневмония
8 Расстройство
ЖКТ
9 Коклюш
10 Корь
11 Рахит
12 Другие
заболевания
ВСЕГО
1
2

Количество
заболеваний

Ясли

Сад

785

153

632

33

6

27

27

7

20

845

166

679

С целью сохранения здоровья ребенка, для обеспечения охраны жизни, вся
приобретаемая в последние годы мебель и игрушки соответствуют гигиеническим
требованиям. Мебель прочно крепятся к стенам и между собой (предупреждает
травматизм).
В ДОУ ведется журнал случаев травматизма (за период 2022-2023 уч. г.) такие
случаи не зафиксированы. В соответствии с разработанными в группах схемами
закаливания проводились закаливающие мероприятия. Использовались разнообразные
формы работы для полноценного физического развития детей: утренняя гимнастика,
физкультурные занятия, спортивные праздники, ежемесячные развлечения во всех
возрастных группах.
19

Исходя из вышеперечисленного следует выводы:
повышению роста физического развития детей ДОУ способствует:
1. Использование разнообразных форм (активных, интерактивных) по
взаимодействию с семьей по вопросу физического развития детей;
2. Систематическое проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий;
3. Улучшение материальной базы учреждения.
Однако в работе по физическому развитию детей и их оздоровлению имеются и
проблемы:
1.Наблюдается недостаточная двигательная активность детей в течение дня
(нарушается режим проведения прогулок).
2. Не в полной мере используется спортивное оборудование.

Рекомендации:
1. Усилить контроль, за соблюдением двигательной активности детей в течение
всего дня.
2. При проведении физкультурных занятий, праздников, развлечений шире
использовать все спортивное оборудование.
Вывод: Все оздоровительные мероприятия, которые были запланированы на
учебный год, выполнены.
Необходимо усилить контроль за закаливающими и общеукрепляющими
мероприятиями. Воспитательно-оздоровительные мероприятия должны вырабатывать
разумное отношение детей к своему организму, прививать необходимые санитарногигиенические навыки, учить детей адаптироваться в постоянно изменяющихся
условиях окружающей среды.
В целом оздоровительная работа велась на удовлетворительном уровне.

Работа с родителям
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую
очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать
доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой
лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и
сотрудничество.
Задачи и конкретное содержание плана работы с родителями тесно связано с
планом образовательной работы детского сада и строится по трем основным
20

этапам деятельности:
- изучение семей воспитанников;
- проведение работы по повышению правовой и психолого-педагогической
культуры родителей;
- создание условий для формирования доверительных отношений родителей с
педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения
и специально организованных мероприятий (праздников, консультаций,
выставок детского рисунка, совместного просмотра театрализованной
деятельности).
В течение учебного года педагоги детского сада проводили большую работу
по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей:
- вовлекали членов семей в процесс воспитания и развития детей на
праздниках, выставках детского рисунка и других мероприятий детского сада;
- совместно с родителями разрабатывали общегрупповые традиции,
организовывали праздники, спортивные соревнования.
Сотрудничество семьи и детского сада предусматривает «прозрачность» всего
учебно-воспитательного процесса. В связи с этим мы постоянно информировали
родителей о содержании, формах и методах работы с детьми, стремились
включать родителей в процесс общественного образования их детей путем
организации игровых семейных конкурсов, семейных альбомов, газет и т.д.
Оформленная наглядная информация для родителей отвечала общим
требованиям, предъявляемым к оформлению учреждения. Групповые собрания
проводились 3 раза в год. В детском саду использовались эффективные формы
работы с родителями: в каждой группе былиорганизованы выставки
творческих работ детей и совместных с родителями работ. Усилия
педагогического коллектива были направлены на то, чтобы совершенствовать
подходы в работе с родителями, найти более эффективные формы
взаимодействия с семьей.
Результаты анкетирования, проведённые в конце учебного года, позволяют
сказать, что родители положительно оценивают работу коллектива детского сада,
выражают свою благодарность педагогам и всему детскому саду.
3. Взаимодействие с социумом.
Наше дошкольное учреждение в течение учебного года активно сотрудничало с
библиотекой. Дети старших и подготовительных к школе групп регулярно
посещали мероприятия, проводимые сотрудниками библиотеки.
Укрепление сотрудничества детского сада и школы - одного из условий
обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного обучения.
Для реализации этой задачи, согласно составленному плану, была проведена
следующая работа:
- Прошла встреча с учителями начальных классов по вопросам
сотрудничества в подготовке детей к обучению в школе.
Дошкольники посещали школу, где проводились разные экскурсии.
- Использовались разнообразные формы работы с воспитанниками
подготовительных групп и их родителями по воспитанию положительного
отношения к школе, расширению знаний об обучении в школе, создавалась
21

развивающая
предметно-пространственная
воспитанников со школой
Цели и задачи работы ДОУ на 2023-2024 г.

среда

для

ознакомления

Цель работы: построение работы ДОУ в соответствии с ФГОС, создание
благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного
детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее
развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном
обществе
1. Формировать патриотические чувства к Родине, любовь к своему
родному краю на основе приобщения к культуре и традициям своего
народа детей дошкольного возраста.
2. Развитие физического воспитания – залог здоровья и успешности
будущего гражданина России.
3. Систематизировать работу по профилактике безопасности
жизнедеятельности воспитанников, повышение уровня знаний
педагогов и родителей в этом направлении

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-43-46

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».