ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №6 «Березка» г.Усть-Джегуты» 1. Общие положения 1.1. Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе. 1.2. Наставничество в МБДОУ «Детский сад №6 «Березка» г.УстьДжегуты» предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области воспитания и обучения. 1.3. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. 1.4. Действие настоящего положения распространяется на педагогов и специалистов учреждения. 1.5. Участие в движении наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности участников движения. 1.6. Срок данного положения не ограничен. Действует до принятия нового. 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Цель наставничества в ДОУ – оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; формирование в ДОУ кадрового ядра. 2.2. Задачи наставничества в ДОУ: привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ; ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ; организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам: в проектировании и моделировании воспитательнообразовательного процесса; проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом; формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательнообразовательной работы; формировании умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решении; формировании уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции. 3. Организационные основы наставничества 3.1. Наставничество в ДОУ организуется на основании приказа заведующего. 3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель заведующей по ВМР и руководитель ДОУ. 3.3.Руководитель ДОУ выбирает наставника из наиболее подготовленных специалистов, воспитателей по следующим критериям: - высокий уровень профессиональной подготовки; - развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; - опыт воспитательной и методической работы; - стабильные результаты в работе; - богатый жизненный опыт; - способность и готовность делиться профессиональным опытом; - стаж педагогической деятельности не менее 5 лет. 3.4. Наставник может иметь одновременно не более трёх подшефных педагогов. 3.5. Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете ДОУ. 3.6. Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации Педагогического Совета, приказом заведующего ДОУ с указанием срока наставничества (не менее одного года). . 3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников ДОУ: - воспитателей, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ; - специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет; - воспитателей, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками; - воспитателей, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения образовательной деятельности в определенной группе (по определенной тематике). 3.8. Замена наставника производится приказом заведующим ДОУ в случаях: - увольнения наставника; - перевода на другую работу подшефного или наставника; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля. 4. Содержание наставничества 4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности. 4.2. Изучать: - деловые и нравственные качества молодого специалиста; - отношение молодого специалиста к проведению образовательной деятельности, коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям; -его увлечения, наклонности. 4.3. Вводить в должность. 4.4. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом образовательной деятельности, мероприятий. 4.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь. 4.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения непосредственно образовательной деятельности, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки. 4.7. Развивать положительные качества молодого специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в ДОУ, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора. 4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия. 4.9. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. 4.10. Педагог-наставник: - содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов; - обеспечивает атмосферу взаимопомощи; - координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей; - оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ; - передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство; - знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями; - консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога. 5. Права наставника 5.1. Подключать с согласия заведующего ДОУ других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста. 5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме. 6. Обязанности молодого специалиста 6.1. Изучать Закон "Об образовании в Российской Федерации", нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности. 6.2. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности. 6.3. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним. 6.4. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень. 6.5. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и заместителем заведующего. 7. Права молодого специалиста 7.1. Защищать свою профессиональную честь и достоинство. 7.2. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 7.3. Посещать методические мероприятия, связанные с педагогической деятельностью. 7.4. Повышать квалификацию удобным для себя способом. 8. Руководство работой наставника 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя ДОУ. 8.2. Заместитель заведующего ДОУ обязан: - представить назначенного молодого специалиста воспитателям ДОУ, объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника; - посетить отдельные занятия и мероприятия, проводимые наставником и молодым специалистом; -оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; - изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в ДОУ; - определить меры поощрения наставников. 8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет заместитель заведующего, заведующий ДОУ. 9. Документы, регламентирующие наставничество 9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: настоящее Положение; приказ заведующего ДОУ об организации наставничества; годовой планы работы ДОУ; протоколы заседаний Педагогического Совета, группы наставников, на которых рассматривались вопросы наставничества; методические рекомендации по передовому опыту проведения работы по наставничеству. По окончанию процедуры разработки Положения, издаются приказы: об утверждении Положения о Наставничестве, о закреплении наставника. Приказ издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на должность ,написание его в свободной форме : " В соответствии с Положением о наставничестве, назначить ФИО (должность) наставником ФИО ( должность) с... по... "