Положение о психологической помощи

ПРИНЯТО:
На Совете педагогов
МБДОУ № 6 «Березка»
Протокол № _____________
от «__»__________ 20_______ г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ №6
«Березка»
________________ В.А.Семенова
Приказ № _________________
от «___» __________20_______г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о психологическом сопровождении образовательной
деятельности
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад №6 «Березка» г. Усть-Джегуты»
1. Общие положения.
1. Психологическое сопровождение воспитательно – образовательной
деятельности МБДОУ «Детский сад № 6 «Березка» г. Усть-Джегуты»
осуществляется педагогом-психологом образовательного учреждения,
который в свою очередь находится в подчинении заведующего ДОУ.
2.Работа педагога- психолога основывается на соблюдении международных
и российских актов и законов. Настоящее положение разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», «Конвенцией о правах ребенка»,
Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации», нормативными документами, Уставом
ДОУ и положением о службе практической психологии в системе РФ.
3.Деятельность педагога – психолога направлена на обеспечение
психологического развития детей, развитие их способностей, склонностей,
реализации их потенциала, профилактики возможных отклонений.
4. Педагог – психолог действует в тесном контакте с администрацией ДОУ,
педагогами, МО психологов города, родителями воспитанников ДОУ.
2. Основные задачи и содержание работы педагога - психолога.
1. Функции педагога – психолога ДОУ.
Профилактическая:
- создание условий для полноценного развития и эмоционального
благополучия ребенка на каждом возрастном этапе;
- создание условий для развития детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе детей-инвалидов;
- оптимизация условий взаимодействия всех участников образовательного
процесса.

Аналитическая:
- индивидуальный подход к каждому ребенку на основе психолого –
педагогического изучения,
- психологический анализ образовательной среды, образовательных программ
и технологий с точки зрения их соответствия особенностей детей ДОУ.
Просветительно – консультативная:
- психологическая помощь педагогам и родителям,
- индивидуальная психолого- методическая работа с педагогами,
испытывающими трудности в работе с конкретными детьми,
- повышение психологической культуры педагогов и родителей,
- распространение опыта работы.
Проектирование:
- проектирование и участие в реализации образовательных программ и
проектов, экспертиза их психологической адекватности и эффективности,
- технологическая поддержка деятельности педагогов,
- обобщение психолого – педагогического опыта.
Координирующая:
- координация работы всех специалистов ДОУ для компетентного подхода к
развитию детей.
- диспетчерская.
Коррекционная:
- профилактика и преодоление трудностей в образовании детей.
3. Основные направления деятельности педагога
Психопрофилактика и психодиагностика, остальные виды деятельности, такие
как развитие и коррекция, консультирование осуществляются в дополнение к
основным и изменяются в зависимости от ситуации.
Профилактическая работа
Ведущими видами деятельности психолога в рамках данного направления
являются:
— социобиологический мониторинг, проводится в сентябре и мае для
отслеживания эффективности проводимой работы, «проблемных» сфер в
развитии детей. Знание об особенностях развития детей ДОУ дает
возможность оказать помощь педагогам по реализации потенциальных
возможностей ребенка, самого педагога, родителей, предупредить возможные
нарушения в становлении личности и интеллекта детей;
— консультирование педагогов и родителей по проблемам воспитания и
психологического развития детей организуется по запросу самих родителей
или педагогов, по итогам психологической диагностики.
— психологическое просвещение родителей и педагогов носит
систематический плановый характер или организуется по запросу педагогов,
родителей или администрации в связи с актуальными проблемами.

Проводится преимущественно в форме групповых консультаций (для
педагогов и родителей), выступлений на педагогических советах,
проектировочных семинарах, семинарах-практикумах для отработки
практических навыков педагогов по разным проблемам развития детей,
родительских собраниях;
Данный вид деятельности осуществляется преимущественно в работе с
педагогами, родителями и опосредованно через них с детьми.
Психодиагностическая работа
Это направление деятельности позволяет психологу реализовывать
аналитическую функцию. Деятельность психолога:
— психолого-педагогическая диагностика, которая проводится по плану,
запросу со стороны взрослых (педагог, родитель), по запросу ПМПк.
Плановые диагностические мероприятия проводятся в определенные периоды
(по выбору), а также в связи с мониторингами экспериментальных или
инновационных образовательных программ. По итогам диагностики психолог
готовит рекомендации для педагогов и родителей, организует
консультативную или коррекционно-развивающую работу, совместно с
автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем детей.
Может проводиться и диагностика родителей, педагогов; при этом
используются анкеты, диагностические методики, подобранные для изучения
определенной сферы развития, индивидуального стиля общения с детьми;
— диспетчерская деятельность реализуется в ситуациях, требующих
уточнения причин тех или иных проблем в развитии ребенка (в
интеллектуальной и эмоциональной сферах), психолог рекомендует
обратиться к узкому специалисту (логопеду, невропатологу, психоневрологу)
или пройти ПМПК.
— наблюдение за деятельностью педагогов и детей позволяет выделить
первопричины проблем в группе.
— анализ документации (педагогической, медицинской), программ,
реализуемых в ДОУ, позволяет выделить сферы, работа над которыми
недостаточно реализуется через учебно-воспитательный процесс, а также
увидеть, с какими категориями детей нам предстоит работать. Исходя из этого,
выстраивается дальнейшая индивидуальная или групповая коррекционная
работа;
— психолого-педагогические консилиумы. На первом этапе идет обсуждение
особенностей развития «проблемных» детей или групп, выявляются причины
тех, или иных нарушений, составляется заключение. Могут быть
задействованы узкие специалисты, медики (в случае индивидуальной работы),
а также весь остальной педагогический коллектив (в случае, если проблема
касается всех групп) либо педагоги отдельной возрастной группы (если
проблема определилась только в ней). На третьем этапе таких консилиумов
сравнивают результаты развития детей в начале и конце учебного года,
делается вывод о качестве работы, намечаются дальнейшие перспективы (если
работу необходимо продолжить).

Данное
направление
деятельности
психолога
осуществляется
преимущественно по запросу (педагогов, родителей, администрации ДОУ),
либо вытекает из результатов входной диагностики детей и осуществляется во
взаимосвязи со всеми субъектами образовательного процесса: родителями,
педагогами, детьми. В зависимости от результатов диагностики строится
дальнейшая работа, которая может носить либо консультативную (в случае
отсутствия нарушений в развитии), либо коррекционно-развивающую
направленность (в случае, если результаты диагностики показывают
нарушения).
Коррекционная работа
1. Психолого-педагогические консилиумы. Они позволяют разработать
содержание
сопровождающей
и
консультативной
деятельности,
предпочтительные формы для решения проблем; определить сроки
проведения и обозначить участников коррекционной работы. На консилиумах
разрабатываются индивидуальные программы или планы коррекционных
мероприятий.
2. Методическая работа по созданию групповых коррекционных программ (с
детьми, педагогами). Под выбранные формы работ педагогами под
руководством психолога создаются коррекционно-развивающие программы
или перспективные планы.
3. Коррекционно-развивающая работа осуществляется психологом (во
взаимосвязи с педагогами) в двух случаях:
— индивидуальная профилактическая коррекция — дети-инвалиды, по
интеллектуальному развитию детей, имеющих серьезные проблемы в этой
сфере и коррекция эмоционально-личностных проблем детей, проведение
которой невозможно в групповом режиме с другими детьми;
— с детьми, имеющими сходные эмоционально-личностные проблемы в
сфере общения, поведения. Опираясь на запросы, полученные от педагогов и
родителей, результаты психологического исследования, формируются
подгруппы, состоящие из 6—8 детей (в основном старшего дошкольного
возраста), эти группы носят статичный характер до конца работы в учебном
году.
В случаях выделения «проблемных» групп (когда более 30% детей имеют
сходные проблемы развития) профилактическую коррекцию осуществляют
под руководством психолога педагоги ДОУ, так как в этой ситуации для
эффективности воздействий достаточно изменить социальную ситуацию
развития детей (проблемы детей в данном случае лишь следствие проблем
педагогов).
4. Анализ документации (перспективных и календарных планов) педагогов.
Психолог анализирует основные направления в работе, дает рекомендации для
дальнейшего планирования.
5. Посещение занятий. Данный вид деятельности служит для
психологического
сопровождения
реализуемой
педагогами
ДОУ
профилактической коррекционной работы с детьми.

6. Диспетчерская работа. Реализуется в ситуациях, требующих привлечения
к работе с ребенком или семьей других специалистов или служб
(медицинской, социальной).
Просветительно-консультационная работа
Этот вид работы дополняет перечисленные и является либо составляющей (в
психопрофилактике), либо вытекающей (в психодиагностике) деятельностью.
Документация педагога-психолога:
- положение о психологическом сопровождении образовательного процесса в
ДОУ;
- рабочая программа педагога-психолога;
-карты психологической помощи детям;
- журналы индивидуальной и групповой работы с субъектами
образовательного процесса.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-43-46

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».